Маршрут выходного дня
для детей дошкольного возраста и их родителей
«К обелиску воинам и партизанам, погибшим
в годы Великой Отечественной войны»
Экскурсия «К обелиску воинам и партизанам, погибшим в годы
Великой Отечественной войны» д. Глинное.
Уважаемые родители! Предлагаем Вам совершить прогулку выходного дня вместе с ребенком по местам боевой славы. Давно отгремели залпы Победы в Великой Отечественной войне, но как напоминание о тех кровавых событиях стоят по всей земле памятники. В каждом городе и в каждом селе то монумент, то скромный обелиск, напоминая нынешнему поколению, что ради жизни на земле, ради детей и внуков миллионы Советских людей отдали свои жизни. У нас в деревне тоже есть такое место – Памятник погибшим воинам – односельчанам, который расположен в центре села, в красивом парке. |
![]() |
Возраст детей: старший, 5-6 лет
Участники проекта: дети, родители.
Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон.
Рекомендации для родителей
1. При движении по обочине:
- придерживайтесь правой стороны;
- не ведите ребенка по краю обочины: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у дома стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
4. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии-зебре, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото-транспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
- Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
- Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.
- Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.
- На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.
- Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).
Уважаемые родители, помните!
Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребёнка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами.
Старайтесь сделать всё возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту
Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать – защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, поставлены памятники).
Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
Спросите у ребенка: «А в нашей деревне есть памятники воинам ВОВ?» Обелиск павшим воинам и партизанам в годы ВОВ.
Вот мы и пришли сейчас на памятное место, к обелиску воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Обратите внимание ребёнка на гранитную плиту с высеченными фамилиями погибших, которые родились здесь, воевали и не вернулись с войны (уважаемые родители, если на плите высечено имя вашего родственника, расскажите о нем). Посмотрите вокруг, сколько здесь деревьев, они не просто так здесь растут. Они являются символом, как будто матери и сестры склонились над не вернувшимися с войны братьями и сыновьями.
Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют)?
Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (Минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).
Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).
Призвать ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.
После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.
Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).
Можно поиграть в игры, разучить стихотворение, ответить на вопросы, интересующие ребёнка. Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.
Желаем вам приятно провести время!
А чтобы Вам и вашему ребёнку в ходе прогулки было интереснее, мы предлагаем Вам дополнительный материал с играми, стихами, загадками, упражнениями.
Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребёнком
на маршруте и дома
Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»
Пальцы эти – все бойцы |
(Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами) |
Удалые молодцы. |
(Сжимают и разжимают пальцы) |
Два – больших и крепких малых. И солдат в боях бывалых. |
(Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие) |
Два – гвардейца-храбреца, |
(Показывают указательные пальцы) |
Два – сметливых молодца. |
(Показывают средние пальцы) |
Два – героя безымянных, Но в работе очень рьяных. |
(Показывают безымянные пальцы) |
Два – мизинца-коротышки – Очень славные мальчишки! |
(Показывают мизинцы) |
Один, два, три, четыре, пять – Будем молодцов считать. |
(Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке) |
Пальцы встали дружно в ряд. |
(Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их) |
Десять крепеньких солдат. |
(Хлопают в ладоши) |
Игра на координацию движений «Солдат»
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
А потом постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
А потом постой на левой,
Если ты солдатик смелый
Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить с ним
Спасибо Героям, спасибо Солдатам,
Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!
Вы кровью и потом добыли Победу.
Вы молоды были, сейчас – уже деды.
Мы эту Победу – вовек не забудем!
Пусть мирное солнце сияет всем людям!
Пусть счастье и радость живут на планете!
Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!
(Ольга Маслова)
Обратите внимание ребенка на цветы, лежащие у обелиска. Пусть ребенок обоснует ответ на ваш вопрос - Почему люди приносят цветы к памятнику?
Ответьте на интересующие ребенка вопросы.
По дороге домой предложите ребенку порассуждать как жилось детям в военное время, чем они могли помочь взрослым.
После прогулки не забудьте поинтересоваться у ребенка дома:
- Что тебе понравилось и запомнилось на прогулке?
- Где бы ты хотел побывать?
- Куда бы ты хотел вернуться?
Предложите ребенку вместе нарисовать, слепить или сделать аппликацию увиденного на прогулке.
Фотографии оформите на память в семейный фотоколлаж «Прогулка по местам боевой славы».